Кто такой немедицинский психотерапевт?

Денис Зубов

Денис Зубов

2021 год, ноябрь

   Данная статья ориентирована на тех, кто хочет стать профессиональным немедицинским психотерапевтом, собирается получать первое или второе высшее психологическое образование, хочет понять разницу между психологом и психотерапевтом. Она описывает этапы становления этого непростого, но увлекательного и глубокого пути. Также в статье мы поговорим о том, какими профессиональными навыками должен обладать психолог, а какими психотерапевт и о том, как спланировать свою траекторию обучения и роста в профессии.



              Итак, кто такой психолог? Первая ассоциация, которая приходит из здравого смысла – тот, кто помогает людям словом. Так, хорошо! А что для этого нужно? Чем работа с психологом отличается от задушевной беседы с другом или с мамой?

               Начнём с начала. Изначально психология – это «наука о душе». Так было до 18 века. После этого предметом психологии становились явления сознания, непосредственный опыт человека, поведение и др. Предмет современной психологии можно обозначить как закономерности развития и функционирования психики человека и групп людей. Важно также понимать, что психология как наука развивается на стыке естественных, общественных и технических дисциплин (согласно концепции философа Б. Кедрова).

             Таким образом, психолог – это тот, кто понимает языки и поле фундаментального знания, специфику гуманитарного и естественнонаучного дискурса, тот кто видит человека во всей сложности и противоречивости его взаимосвязей с другими людьми, окружающим миром в целом.

             Психолог овладевает мышлением, умением задавать вопросы и направлять внимание на изучение сложных психических процессов. Выдающийся советский психолог Л.С. Выготский создал учение о высших психических функциях. Он показал, как наши заданные природой память, воображение, восприятие, речь, внимание и мышление становятся опосредованными, произвольными, социальными и системными в процессе нашего взросления и роста. Исследования показывают, что мозг человека практически созревает к 21 году. Но остаются зоны, которые могут развиваться ещё долгие годы в процессе эмоционального и личностного развития.


                 Фундаментальное знание – это логика построения науки как таковой, умение разобраться в том, что работает, а что нет и почему. Это представление о валидности, надёжности и достоверности того или иного знания. Это понимание отличий гуманитарного от естественно-научного знания, представление об их преимуществах и недостатках. Чтобы передать эту позицию и эти идеи непосредственно применительно к психологии важно изучение таких дисциплин как общая психология, психодиагностика, исследования эффективности психотерапии, этика, анатомия и физиология высшей нервной деятельности и др. Через эти дисциплины передаётся специфическое мышление психолога, особый подход к человеку.


             После освоения концепций фундаментального знания студенты изучают области применения психологии. Это дисциплины клинического профиля - клиническая психология, психосоматика, патопсихология, психиатрия, нейропсихология. Патопсихология накапливает знания о закономерностях психики при различных психических болезнях. Нейропсихология изучает то, как знания о работе мозга могут помочь нам скомпенсировать те или иные нарушения в функционировании высших психических функций.


       Возрастная психология и психология развития несут знания об онтогенезе человеческой психики, возрастных кризисах, новообразованиях различных возрастов. Поле применения психологии очень широко. В зависимости от ваших целей и намерений вы можете погружаться в изучение социальной психологии, зоопсихологии, психологии девиантного поведения, психологии экстремальных ситуаций, психологии труда и творчества и т. д. Вы уже поняли, что это фактически все сферы человеческой деятельности.


          Таким образом, в ходе изучения данных предметов студент получает целостное представление об областях применения психологического знания, изучает специфические особенности, понятия и закономерности этих областей знания. Определяет для себя области, которые ему интересно изучать более глубоко.


     Наука психология и практическая психология в последнее время всё больше сближаются. Научный психолог дальше изучает методологию и теоретическую базу, практику построения исследований и экспериментов, математическую статистику. Это очень важная работа. В научных исследованиях проверяются психологические феномены, эффективность психологических интервенций, разделение эффекта воздействия с эффектом плацебо.


          Практик больше фокусируется на практических знаниях о психологическом здоровье человека, изучает логику построения межличностных отношений, составляющие психологического здоровья и благополучия, теории личности. Наука и практика могут спорить между собой, и это повод для широкого дискурса внутри профессионального сообщества.


        Освоивший описанные области знания, может называть себя психологом. Ведь к этому моменту студент владеет психологическим языком, инструментарием, критериями достоверности психологического знания, освоил позицию психолога-исследователя, понимает специфические особенности различных областей и стыков со смежными дисциплинами. В зависимости от своей специализации может позиционировать себя как социальный или детский психолог, скажем, или психолог-исследователь. Но такой студент ещё не может назвать себя психотерапевтом.


        Психотерапия – это «лечение души душой». Это одновременно часть психологии и отдельная практика. Часть психологии, потому что все знания, полученные на предыдущих этапах, используются в психотерапии как основа для понимания жизни человека во всей её полноте с позиций биопсихосоциодуховной модели. Где био – это телесная жизнь, понимание процессов, происходящих в центральной нервной и других системах организма при стрессе, психических расстройствах, психосоматике. Психо – жизнь в отношениях, эмоциях, чувствах, это понимание мотивации и движущих сил человека. Социо – жизнь в социальной группе, вопросы построения семьи и карьеры. Духовное – категории о жизни и смерти, экзистенциальные вопросы бытия, самоопределения и веры человека, его глубинная мотивация.


    Специфичными метанавыками психотерапевта являются позиция наблюдателя, знания о переносах и контрпереносах, умение строить терапевтические отношения и альянс, развитые эмпатия и сострадание к душевной боли человека. И, конечно же, знания терапевтических подходов и техник. Изучая основы индивидуальной и групповой терапии, сеттинга, семейную психотерапию, студент научается проникать во внутренний мир клиента, эмпатически чувствовать, почему он живёт именно так, а не иначе.


     Студент изучает существующие подходы в психотерапии: психоаналитический, семейный системный, экзистенциальный и др. Он знакомится с языком, логикой и идеями, заложенными в разные школы психотерапии. Многие из них пересекаются, дополняя друг друга, формируя целостное знание о практике психотерапии. Возможно, какой-то из подходов покажется вам ближе к вашей личности, чем другие. Это нормально. Так, постепенно, начинается ваша внутренняя специализация. В психологии и особенно в психотерапии невозможно исключить личность психолога. Известно правило, что «психолог работает собой». Поэтому созвучие с определённым подходом психотерапии предполагает совпадение ценностей, способа жить в первую очередь свою собственную жизнь. Изучая и практикуя психотерапию, вы будете меняться внутренне. Не получится быть в кабинете психологом, а за дверью кабинета остаться обычным человеком. Психолог – это тот, кто живёт в соответствии с ценностями и этикой психотерапии.


        Опыт показывает, что на эти процессы уходят многие годы труда и усилий студентов. Все эти знания должны «встроиться» в структуру личности будущего психотерапевта. Но награда за это огромна! Психотерапевт – это тот, кто сам смог измениться, осознал свои защиты и структуру характера, пришёл к радости и спокойствию. Конечно, не стал идеальным – это ещё один миф. Но стал более человечным. Важным элементом обучения является прохождение своей личной психотерапии. Живой контакт и работу над собой не способно заменить ни одно изучение учебников или просмотр видеоматериалов.


        Где-то на этом этапе можно начинать практиковать, брать первых клиентов в работу. Делать первые шаги в практике. И лучше параллельно дальше учиться и набирать опыт, глубже изучать специализации. Неважно какой подход вы выберете – экзистенциальный, телесноориентированный, арттерапию, семейный системный или др. Только погружение в практику одного подхода способно дать тонкие знания о человеке. Научить пониманию того, почему психологическая травма раскрывается не сразу, а часто на это нужно несколько лет терапии, почему семейные сценарии повторяются из поколения в поколение и одного осознания недостаточно для их остановки, почему вопросы жизни и смерти важнее для человека, чем это принято признавать, можно ли присоединиться к психозу клиента, самому не теряя позиции терапевта и т. д. Это очень сложные вопросы, на них нет простых ответов.


      В изучении специализации в постоянной практике вы всё лучше осваиваете три позиции: клиент/ терапевт/ супервизор. Именно здесь больше всего внимания на метанавыки психотерапевта. Умение слушать, поддерживать, эмпатически чувствовать, отслеживать разные процессы клиента, умение задавать вопросы, строить клиент-терапевтические отношения, распознавать и работать с изменёнными состояниями сознания. Специализация в психотерапии – это и ещё целостная концепция видения, понимания и стратегии действий по работе с тем или иным клиентом в той или иной ситуации. Это передача умения интегрировать всё ранее полученное профессиональное знание, личный опыт, знания из смежных областей во благо клиенту здесь и сейчас.


        Пройдя этот путь вы сможете гордо назвать себя немедицинским психотерапевтом. Этот путь требует мужества, времени вашей жизни и душевных усилий. Это путь расширения себя, представлений о человеке и его возможностях. Это путь развития любви к себе и другим. Немецкий психотерапевт Б. Хеллингер применительно к этой практике говорил, о чём-то большем, о «службе» себе, другим, всем людям, как единому полю.


    На пути психотерапии невозможно быть одиноким. Любое движение здесь - это плод коллективных усилий клиента, психотерапевта, преподавателей, супервизоров.


           В добрый путь!