Открытый Путь

Как помочь ребёнку в ситуации экзамена?

Денис Зубов

Денис Зубов

2018 год, 21 июня

В данной статье поговорим о том, как правильно вести себя родителю и ребёнку в ситуации экзамена.

Экзамен – это стресс. Стресс может носить положительный характер и деструктивный. Положительный стресс необходим для личного развития и полезен. Деструктивный стресс может разрушить, травмировать психику. При этом одна и та же ситуация может носить положительный характер для одного ребёнка и резко негативный для другого. Т.е. мы по-разному реагируем на стресс. Реакция зависит от наличия достаточного количества психологических ресурсов, эмоциональной поддержки, навыков совладания с трудной ситуацией.

Лучше разобраться в ситуации Вам поможет знание основных составляющих стресса при экзамене и основных признаков деструктивного стресса.

Составляющие стресса при экзамене:


Неопределённость конкретного результата и шире будущего. «Что со мной будет?», «как это повлияет на мою жизнь?», «смогу ли я?». И также зачастую неопределённость собственных мотивов – «чего я хочу, зачем я сдаю экзамен?», «чтобы просто сдать?» или «это действительно важно для моего будущего?».

Угрозы самооценке – внешние: соревнование с другими, «лучше я или хуже, чем они?». Ответственность перед обществом и перед собой. «Как меня видят другие – родители, учителя, одноклассники, друзья и т.д.?». И внутренние – «я справлюсь?», «я могу?», «умею ли я преодолевать трудности?».

Интеллектуальный и физический вызов – «обладаю ли я необходимыми навыками?», «умею ли я учиться, собирать и удерживать большие объёмы информации?».

Сложные чувства: «я боюсь, как преодолеть страх?», «будут ли меня также любить, если я ошибусь, не сдам экзамен?», «я могу подвести близких, чувствую, что должен сдать, и одновременно злюсь, обижаюсь», «я не могу сказать о том, что я чувствую».

Признаки деструктивного стресса

Вы можете заметить, что ребёнок не справляется со стрессом по следующим признакам:

Негативные физические проявления (усиливаются головные боли, появляется «медвежья болезнь», нервные тики, истерические реакции и т.д.).

Потеря мотивации к учёбе, безразличие.

Парализующая действия тревога.

Реакции ухода – зависимое поведение (компьютерные игры, алкоголь, «плохие» компании и т.д.), побег из дома.

Усиливаются конфликты в отношениях в семье, с друзьями. Замыкается в себе.

Не знает, чего хочет, плывет по течению, не контролирует ситуацию.

Признаки деструктивного стресса

Вы можете заметить, что ребёнок не справляется со стрессом по следующим признакам:

Негативные физические проявления (усиливаются головные боли, появляется «медвежья болезнь», нервные тики, истерические реакции и т.д.).

Потеря мотивации к учёбе, безразличие.

Парализующая действия тревога.

Реакции ухода – зависимое поведение (компьютерные игры, алкоголь, «плохие» компании и т.д.), побег из дома.

Усиливаются конфликты в отношениях в семье, с друзьями. Замыкается в себе.

Не знает, чего хочет, плывет по течению, не контролирует ситуацию.

Рекомендации родителям:


Общаться с ребёнком, строить отношения, чтобы быть в контакте с его чувствами. Поддерживать тёплую эмоциональную связь.

Дать понять, что независимо от результата экзамена вы его всё равно любите, но прояснить ответственность и возможные последствия для него. Важнее любых экзаменов отношения с родителями. Именно они определяют будущее ребёнка на годы вперёд.

Предлагать помощь, диалог, особенно, если замечаете, что ребёнок не справляется со стрессом. Но помогать, только если попросит помощи. Не навязываться. Доверять ему. Ни в коем случае не делать за него.

Успокоиться самим, быть уверенным, что ситуация разрешится положительным образом.

Рекомендации детям:

Определиться со своей мотивацией и целями, «чего я хочу»?

Обсудить свои цели с родителями, достичь договорённости, заручиться их поддержкой.

Готовиться к экзамену заранее, планировать и распределять нагрузки.

Экзамен оценивает лишь знания. Он не оценивает личность, характер. Придерживаться позиции – «я как личность хороший независимо от оценки».

Спланировать свои действия на случай возможной неудачи. Это снизит тревогу.



Согласно моему опыту практической работы, неудачи на экзаменах в последующем вспоминаются меньше всего, намного важнее эмоциональная связь с родителями, их поддержка, доверие и любовь.