Денис Зубов
2018 год, 21 июня
Открытый Путь
2018 год, 21 июня
В данной статье поговорим о том, как правильно вести себя родителю и ребёнку в ситуации экзамена.
Экзамен – это стресс. Стресс может носить положительный характер и деструктивный. Положительный стресс необходим для личного развития и полезен. Деструктивный стресс может разрушить, травмировать психику. При этом одна и та же ситуация может носить положительный характер для одного ребёнка и резко негативный для другого. Т.е. мы по-разному реагируем на стресс. Реакция зависит от наличия достаточного количества психологических ресурсов, эмоциональной поддержки, навыков совладания с трудной ситуацией.
Лучше разобраться в ситуации Вам поможет знание основных составляющих стресса при экзамене и основных признаков деструктивного стресса.
Составляющие стресса при экзамене:
Признаки деструктивного стресса
Вы можете заметить, что ребёнок не справляется со стрессом по следующим признакам:
• Негативные физические проявления (усиливаются головные боли, появляется «медвежья болезнь», нервные тики, истерические реакции и т.д.).
• Потеря мотивации к учёбе, безразличие.
• Парализующая действия тревога.
• Реакции ухода – зависимое поведение (компьютерные игры, алкоголь, «плохие» компании и т.д.), побег из дома.
• Усиливаются конфликты в отношениях в семье, с друзьями. Замыкается в себе.
• Не знает, чего хочет, плывет по течению, не контролирует ситуацию.
Признаки деструктивного стресса
Вы можете заметить, что ребёнок не справляется со стрессом по следующим признакам:
• Негативные физические проявления (усиливаются головные боли, появляется «медвежья болезнь», нервные тики, истерические реакции и т.д.).
• Потеря мотивации к учёбе, безразличие.
• Парализующая действия тревога.
• Реакции ухода – зависимое поведение (компьютерные игры, алкоголь, «плохие» компании и т.д.), побег из дома.
• Усиливаются конфликты в отношениях в семье, с друзьями. Замыкается в себе.
• Не знает, чего хочет, плывет по течению, не контролирует ситуацию.
Рекомендации родителям:
Рекомендации детям:
• Определиться со своей мотивацией и целями, «чего я хочу»?
• Обсудить свои цели с родителями, достичь договорённости, заручиться их поддержкой.
• Готовиться к экзамену заранее, планировать и распределять нагрузки.
• Экзамен оценивает лишь знания. Он не оценивает личность, характер. Придерживаться позиции – «я как личность хороший независимо от оценки».
• Спланировать свои действия на случай возможной неудачи. Это снизит тревогу.
Согласно моему опыту практической работы, неудачи на экзаменах в последующем вспоминаются меньше всего, намного важнее эмоциональная связь с родителями, их поддержка, доверие и любовь.