Светлана Наумова
2014 года, 9 апреля
Открытый Путь
2014 года, 9 апреля
Иногда нам бывает очень нелегко договориться с человеком о чем-нибудь. При этом трудности могут возникнуть как при попытке понять собеседника, так и при желании что-то донести до его сведения. Соблюдение обоими партнерами нескольких приведенных ниже правил общения поможет значительно облегчить взаимопонимание.
Описанные ниже правила помогают наладить так называемую позитивную коммуникацию между людьми. Позитивная коммуникация – это такой вид взаимодействия, который помогает обоим партнерам максимально в комфортной и безопасной форме обсудить проблему и совместно найти эффективное решение.
При этом диапазон применения методики позитивной коммуникации чрезвычайно широк. Вы можете использовать ее как при повседневном общении для гармонизации отношении, так и при разрешении сложных межличностный конфликтов, улаживании споров и ссор. Вы также можете использовать позитивную коммуникацию с собеседниками всех возрастов: и с ребенком, и со взрослым человеком.
С первого взгляда, правила позитивной коммуникации просты. Но на самом деле, чтобы все получалось действительно позитивно, стоит приложить определенные усилия по пониманию себя и партнера, что не всегда легко и хочется делать. Но постоянная тренировка в их использовании принесет свои плоды: общение станет приносить вам больше удовольствия и станет более легким и открытым.
Правила позитивной коммуникации следующие:
1. Общаясь с человеком, слушайте его. Это совершенно очевидное правило подразумевает не совсем очевидные вещи. Например, когда вы слушаете партнера, не стоит думать и гадать, что именно он имел в виду или что он только собирается сказать. Ведь пока вы гадаете, вы можете упустить действительно важное сообщение. Слушая человека, будьте с ним здесь и сейчас, будьте внимательны к нему целиком, а не только к его словам или отдельным поступкам. Если вам что-то непонятно, уточните у партнера, что же он хочет до вас донести. Тем самым вы сможете выяснить действительное намерение человека, а не только заявляемую им позицию. Ведь сказанные слова, к сожалению, не всегда соответствуют тому, что мы хотим сообщить.
2. Говоря с партнером, используйте я – сообщения: говорите от своего лица и про себя, а не про партнера. Ведь то, что вы можете сказать про вашего собеседника лишь ваше предположение о его позиции, чувствах, мнении. Ваша интерпретация его состояния может ранить или обидеть человека, тем самым приводя не к пониманию и разъяснению ситуации, а к противоборству мнений. Даже если вы хотите донести до человека свое негативное отношение к нему, возмущение его поступком, это можно сделать это в форме я – сообщения. Например, говоря «Я тебя ненавижу! Ты испортил мне жизнь!» вы на самом деле имеете в виду «Знаешь, я очень расстроен (а) тем, что происходит между нами. Я очень устал (а) от этого. У меня не хватает сил справиться с нашим конфликтом. Я очень жду твоей помощи. Может, ты можешь что-то предложить?». Таким способом вы проясните свои чувства и эмоции, а не обвините собеседника, вызвав в нем негативные эмоции, которые, в свою очередь, будут способствовать развитию конфликта, а не его разрешению.
3. Желая что-то сказать партнеру, будьте искренни: пусть ваши слова соответствуют вашему внутреннему состоянию, вашим чувствам. Очень важно сообщить партнеру то, что вы действительно чувствуете. В противном случае, человек может вас неправильно понять, что приведет к ухудшению вашего взаимодействия. Помните, ваше внутреннее состояние не всегда очевидно вашему собеседнику. Лучше лишний раз подстраховаться, чем остаться непонятым и услышать после продолжительной ссоры «А, вот что ты имел (а) в виду, а я-то думал (а)…».
4. Общаясь с человеком, обращайтесь непосредственно к нему. Не стоит вываливать на вашего партнера все ваше возмущение несправедливостью жизни. Лучше сообщите ему то, что вас расстраивает или напрягает в общении непосредственно с ним. Почаще обращайтесь к нему по имени. Даже при напряженном взаимодействии старайтесь обращаться к партнеру спокойно, в мягкой форме. Это поможет снять излишнее напряжение и напомнить вам обоим, что вы, несмотря ни на что, близкие люди, и вашей целью является достижение договоренности, а вовсе не взаимные нападки и оскорбления.
5. Общаясь с партнером, будьте внимательны и бережны со своими и его чувствами. Старайтесь замечать изменения в вашем настроении, вовремя сообщайте об этом вашему партнеру. Ведь наши эмоции помогают понять нам, в правильном или неверном направлении мы движемся. Ваше совместное знание о чувствах друг друга поможет вам быстрее достичь желаемого результата. Кроме того, если вы замечаете, что ваш собеседник слишком распереживался, сообщите ему о том, что вы видите его состояние. При этом старайтесь избегать прямолинейных интерпретаций его состояния. Например, если ваш собеседник слишком громко говорит, вы можете уточнить у него, что с ним происходит. Вместо фразы «Что ты так орешь?!» вы можете сообщить своему партнеру: «Мне кажется, тебе очень важно, чтобы я тебя понял (а). Может, ты волнуешься, что я тебя не услышу?» Такая попытка понять чувства и переживания партнера сообщит ему о его важности для вас. Бережное отношение к чувствам собеседника вызывает чувства единения и благодарности и помогает разрядить напряжение.
6. Общаясь с партнером, обращайте внимание на реакции его тела: мимику, жесты, позу, интонации. Очень часто наше тело говорит то, о чем мы сами не решаемся сказать вслух. То, как сидит человек, может рассказать вам о его готовности или нежелании с вами взаимодействовать. Степень напряженности тела может помочь вам осознать, как сильно переживает ваш собеседник, общаясь с вами. Жесты и интонации помогут лучше понять, что же именно имеет в виду ваш партнер. Не забывайте, что ученые твердят уже несколько лет: 80 процентов информации мы получаем не из слов человека, а из его телесных проявлений.
7. Общаясь с человеком, старайтесь находить положительные моменты в любой ситуации. Очень важно помнить: что мы ищем, то и находим. Если вы слишком долго и много будете обращать внимания на негативные стороны вашего общения, то вы рискуете не заметить или забыть, что само ваше общение уже очень много вам дает. Помните: часто в конфликтной ситуации между значимостью собственных претензий и ценностью отношений с партнером можно выбрать второе. Осознавание действительной важности отношений обоими партнерами поможет быстрее разрешить конфликт. Кроме того, не отказывайте себе и партнеру в нахождении ресурса в вашем общении. Очень важно, чтобы каждый человек смог взять по максимуму из любой ситуации. Ведь если вы общаетесь, значит, это вам зачем-то нужно. Вот и берите необходимое вам и вашему партнеру! Наслаждайтесь общением. Даже в самой, казалось бы, проигрышной ситуации старайтесь найти пользу. Например, если вас случайно толкнули под локоть и вы вылили на себя чай, позвольте человеку исправить немного положение. Если он предложит вам свою помощь, не отвергайте ее. Вы и так пострадали, и совершенно нет ничего плохого в том, что вам как-то компенсируют ваши потери. Принимая помощь, вы поможете партнеру не испытывать чувство вины, да и вам будет приятно – за вами поухаживают и минимизируют последствия неприятного инцидента.
8. И, наконец, общаясь с человеком, относитесь к нему с уважением. Принимайте его право на собственное мнение. Его позиция имеет столько же прав на существование, сколько и ваша. Обе они очень важны, даже если кто-то с чем-то не согласен. Ведь отношения с другим человеком тем и ценны, что человек отличен от вас.
Обобщая все вышесказанное: чтобы общение удалось, будьте внимательны к себе, к партнеру и к тому важному, что происходит между вами. И почаще вспоминайте: мы общаемся для того, чтобы понять друг друга. И сделать так, чтобы от нашего общения на душе становилось радостнее.