Основы психологического консультирования: мультимодальность, системность и эффективность

Денис Зубов

Денис Зубов

2017 год, 27 июля

В этой статье я продолжаю делиться своим опытом практической работы психологом-консультантом, и в этот раз мне бы хотелось поговорить о ещё трёх опорных моментах в работе, которые важно держать специалисту в фокусе своего внимания, чтобы получить реальный долговременный результат для клиента.

И нам здесь сразу важно определиться с тем, что такое результат в консультативной работе. Я вижу его следующим образом:

Первое — это направление движения к цели, которое может осознать и взять для себя клиент. Направление движение — это знание конкретных практических шагов, которые может предпринять клиент для достижения поставленной цели, а также это чувство того, что я движусь в своей жизни туда, куда хочу. Очень хорошо, если действительно у клиента будет эмоция, даже телесное ощущение или ассоциация этого направления. Тогда клиент всегда сможет найти эту эмоцию за пределами психологического кабинета, вернуться к ней и использовать её как ресурс. Второе — это опыт разрешения конкретной проблемной ситуации или, другими словами, это опыт победы. Она может быть любой, даже очень маленькой — например, клиент не мог подойти к незнакомому человеку и спросить «как дела?» — а теперь может. Или всё время пропускал манипуляцию, основанную на чувстве вины, а теперь замечает её и отстаивает свои границы. Важно, чтобы у Вас в консультировании эти победы случались и накапливались — они служат фундаментом для длительных и глубоких изменений личности. Определённая осознанность собственного психического процесса — мне её трудно измерить и точно сказать, какой она должна быть, но точно очень здорово, если клиент сможет разобраться в своих эмоциональных реакциях, отношениях с родителями и в собственной семье. Возможно, увидит для себя собственные психотравмы, деструктивные модели, которым следует. Понятно, что здесь мы уже граничим с областью психотерапии и длительной работы с клиентом. Но мне представляется важным, чтобы клиент получил от консультанта определённый «пакет» информации, позволяющий ему осознать свои психические процессы на уровне социальной адаптации (зоны; я, семья, работа, тело). Отдельным пунктом хочется обозначить как результат — усвоение структуры психологической работы. Мне представляется важным, что обучение базовым принципам работы — разделение ответственности между клиентом и специалистом, принятие ответственности за свой запрос и внутреннее формирование готовности к психологическим изменениям, а также признание невозможности быстрых чудесных изменений — всё это может подготовить хорошую почву для дальнейшей, более глубокой работы с собой. И, наверно, самое важное — дать опыт клиенту того, что он услышан, его переживание разделено специалистом.

Вы здесь сразу видите, что это работает, только если это делать всё вместе, т. е. когда начинаешь только работать, то ещё думаешь об этом, а потом это должно стать автоматизмом, когда ты ведёшь человека по этим позициям, свободно перемещаясь с одной на другой. Это бывает сложно, но очень увлекательно и интересно. С каждым конкретным человеком — это всегда творческая задача. Когда есть депрессия, например, то долго говоришь о чувствах, поддерживаешь, держишь умеренный темп, а потом, когда увидел, что клиент готов — вздох пошёл глубокий или какое-то движение в мимике, во взгляде — вот в этот самый момент предложить метафору или сказать что-нибудь провокативное. И тогда, если вы поймаете, то это обязательно пойдёт вглубь, в бессознательное и будет там работать, а потом и на уровень сознания выйдет. Не «порхай, как бабочка, жаль, как пчела», но что-то похожее.

Мне важно показать, что в этом как раз важно работать системно — видеть человека целостно, в его единстве с профессиональной деятельностью, семьёй, телом, личностными процессами. Не бывает проблемы только, скажем, в семье, или только в теле. Нет такого!!! Всегда это пересекается. И тогда, чтобы быть эффективным, Вам нужно с каждой этой частью (здесь я искусственно разделяю) в процессе практической работы обязательно поговорить. Чтобы всё-всё прозвучало, дать голос — и телесным симптомам, и чувствам — страху, вине, стыду… и логике — узнать, как человек сам это всё понимает в своей картине мира, дать голос его отношениям, связям — как он их строит — на любви или манипуляции, чтобы отследить куда идёт его энергия — в созидание или в деструкцию.

И тогда мультимодальность — это когда все языки звучат в консультировании, когда с клиентом Вы говорите и про чувства и про зрительные образы и про ощущения и про воспоминания — про все, все языки, которые у нас, как у людей, есть, с помощью которых мы обмениваемся информацией. Потому что я (это моя позиция) в голове держу, что есть приблизительно час времени на то, чтобы как-то повлиять на внутренний образ мира человека, который складывался под влиянием родителей, авторитетов, жизненных ситуаций, зачастую травматичных и, которому много лет. Я здесь не преувеличиваю свою ответственность и возможности, но, всё же, опыт показывает, что вот если эту позицию, которую я здесь описал, себе взять в работу — то результат есть.